Новости

Сельский бизнес знаком с компьютером только заочно

Казалось бы, компьютеры и современные информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали главными помощниками человека не только в работе, но и дома, на отдыхе, в сфере услуг. Считается, что в предпринимательстве умные машины и современные методы связи появились одними из первых. Совершенствование методов работы всегда было одной из составляющих успеха в бизнесе. Между тем опрос, проведенный среди представителей малого и среднего бизнеса в Шымкенте при сотрудничестве с Интернет-тренинг-центром г. Алматы в семи районах нашей области бизнес-инкубатором СодБи, заставляет сделать совсем другие выводы.

Среди сельских предпринимателей Южного Казахстана компьютер и современные информационные технологии являются для одних роскошью, для других загадкой, а для третьих просто ненужным нагромождением техники и тратой денег. Лишь 7,7 процента используют компьютерную технику в своей работе. Эта капля в море в основном приходится на строительный бизнес. По пальцам можно перечесть владельцев ресторанов и гостиниц, кто в своей работе тоже пользуется компьютером. Почти такая же картина с использованием Интернета. Он имеется у 7,7 процента опрошенных. 4,4 процента используют в своей работе с разной периодичностью электронную почту. Собственного веб-сайта не оказалось вообще ни у кого. Среди причин неиспользования компьютерной техники в работе 62,3 процента назвали ее отсутствие, 15,2 – заявили, что в ней нет необходимости. Наиболее здравомыслящие и прогрессивные сказали, что в этом году все же намереваются изменить свое отношение к информационным технологиям и собираются использовать их более интенсивно. Впрочем, многие не скрывали, что не знают, чем может помочь техника в работе, как ею пользоваться и добиться успешного ведения дел. Видимо, не появился пока предприниматель новой формации, который на «ты» с компьютером. В настоящее время на селе проводится определенная работа по использованию информационных технологий в ведении бизнеса. В отделах по поддержке предпринимательства городских и районных акиматов установлены и подключены к Интернету компьютеры, что должно дать положительные результаты. На фоне сельских предпринимателей шымкентские выглядят более прогрессивными. В областном центре действует развитая сеть компьютерных клубов, курсов, где можно освоить компьютерную грамоту, работают НПО, получающие грантовую поддержку для оказания помощи начинающим предпринимательским структурам, организуется обучение госструктурами. И, как следствие, компьютерную технику в работе используют 68,6 процента. Судя по опросу, она имеется почти на всех объектах промышленного и перерабатывающего производства (93,3), объектах образования (94,4), в юридических конторах (72,7). Почти половина имеет доступ к Интернету и столько же пользуется электронной почтой (для сравнения: в Швейцарии в своей повседневной работе электронную почту используют 46 процентов предпринимателей). 16,1 процента имеют собственный веб-сайт. Поиск информации, услуги электронной почты, маркетинговые исследования, просмотр веб-сайтов – большое подспорье в работе. По итогам социсследований можно четко проследить восприимчивость к информационным технологиям субъектов малого и среднего бизнеса ЮКО. Из них видно, что село является слабым звеном в цепочке развития современных рыночных отношений. Здесь все еще работают по старинке, полагаясь на случай и везение. Маркетинг, менеджмент, подробное изучение рынка – пока еще дело будущего. Результаты проведенного соцопроса будут взяты за основу при разработке и осуществлении отдельного проекта СодБи по пропаганде и внедрению современных информационных технологий в бизнес. Марина Лимаренко При подготовке материала использованы результаты опроса, проведенного в сельской местности в марте, Шымкенте – апреле-мае этого года. Общее количество опрошенных – 437 человек.